Если кто не знает, прежде большой репортаж для
газеты обычно делали в паре – фотокорреспондент и корреспондент. Первый как
минимум знал, как выставить экспозицию, выбрать фокус, установить нужные
выдержку и диафрагму, развести в нужных пропорциях реактивы, проявить и
зафиксировать снимки. Второй благодаря
этому, не отвлекаясь от своих прямых обязанностей в написании статьи, трудился
только на поприще эпистолярного жанра.
Ныне, с появлением «цифровиков», компьютеров и
принтеров, надобность у корреспондента в напарнике практически исчезла. Но я поведаю не о том, как ему делать
«правильные» снимки (этому нужно учиться отдельно, и не в рамках одного урока),
и не о том, как их потом обрабатывать (чаще всего эту функцию выполняет верстальщик
или ответственный секретарь), хотя имею опыт и в том и другом. Всё ж пять лет
работал предпринимателем, имел свой фотосалон и еще около трёх лет периодически
подменял коллегу на вёрстке. Наш разговор пойдёт о такой, с виду
малозначительной и неприметной детали, как выбор снимков для своей статьи.
Дело в том, что после репортажа, во время
которого было сделано больше сотни замечательных на взгляд самого автора
снимков, на выбор двух-трёх из них может уйти какое-то время. Порой даже больше
часа, который можно было бы потратить на что-то полезное, например, на
подготовку самой статьи. Итак, наша
задача – за 10-15 минут выбрать то, что в полной мере отразит дух события,
понравиться читателю, будет одобрено редактором и ответит вашим вкусам.
Первым делом – беглый просмотр. Во-первых,
всегда интереснее просматривать на широком мониторе компьютера, а не на
маленьком мониторчике фотоаппарата то, что вы там наснимали. Во-вторых, так попутно
вы можете удалить с компьютера размытые снимки. Удаляете без сожаления и те,
где каким-то образом, например, от случайного рывка объектива, осталась одна
муть, а также те, где смазан всего лишь один объект съёмки, что бывает, когда
они двигаются. Последнее происходит во время съёмки спортивных мероприятий
(ошибка начинающих с непрофессиональной техникой – снимать объект проносящихся
мимо, а не на двигающихся фотографа). Если вы думаете, «а зачем удалять, ведь
все остальные на снимке получились нормально, может они захотят выкупить его в
редакции» (действительно, во многих редакциях практикуется продажа фото
участникам съёмки), пожалейте репутацию своего издания! Был случай, когда в
гостях мне показывали фотографии, и на одной из них был запечатлён брат хозяина
дома, а рядом – немного размытое изображение его друга. И тот, кто мне
показывал снимок, сообщил: «Просто фотограф неумелый попался». Беда только в
том, что тем фотографом был я. И доказывать то, что друг брата во время съёмки
просто повернул голову, я решил для себя делом бессмысленным. Устыдившись, я
очень пожалел, что не удалил из папки не очень качественный снимок, который
потом кто-то выкупил. Сейчас любой дефект на моих фото вызывает во мне нервную
дрожь. Оставляйте только качество, остальное – долой! Это же касается слишком
тёмных или «нелепых» снимков, которые ничего не отражают и не вызывают в вас
никаких эмоций.
То есть у вас из сотни фото останется примерно
75-80. Это нормальный процент брака, если вы строчите направо-налево в надежде
выловить классный кадр. Кстати, такие кадры при «пулемётной» съёмке далеко не
редкость. Вам не надо экономить
фотоплёнку и беречь маломощную батарею фотовспышки, «прицеливаясь» к тому, что
понравиться. А лично у меня не раз бывало, что иллюстрацией к статье
становились именно случайные, удачные снимки.
Во время просмотра вы выбираете фотоснимки,
которые можно отнести к одному объекту и одной теме. Например, во время
концерта пианист может быть снят с разных ракурсов, и из этой серии надо
выбрать лишь один. Также если на ярмарке вы запечатлели торговые ряды, игрища,
чаепития и т.д., стоит выделить в каждой теме также по одному снимку. У нас
остаётся примерно тридцать снимков. Потом выписываете номера лучших по
вышеописанной схеме (соответствие теме, симпатиям читателя, редактора и своим
собственным). Это уже около десяти фото. Ещё позже – лучшие из лучших. То есть
три-четыре. Если верстальщик стучит кулаком по столу или стенает о нехватке
места на полосе, вам либо придётся сокращать текст, чтобы разместилось больше
фотографий, либо наоборот. Скрепите сердце, и выберите один самый-самый самый
лучший снимок. Иногда можно положиться на мнение самого верстальщика, редактора
или коллеги-корреспондента. Сторонний взгляд бывает полезен. Но если вы хотите
стать профессионалом, вам придётся научиться всё делать самому/самой.
С непривычки на выбор одного-двух из
двухсот-трёхсот у вас будет уходить по полчаса, но очень скоро весь процесс
будет занимать 10-15 минут. Остальное время, как и говорил, можно потратить на
какое-нибудь другое полезное и интересное занятие, в чём вам также желаю
преуспеть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий