Цитата

Цитата
Я знаю, что я ничего не знаю.
Сократ
Хотя уроки рассчитаны на новичков и зевающих обывателей, решивших попробовать себя в новой ипостаси, маститые журналисты могли бы почерпнуть в опусах своего коллеги для себя что-то интересное. Самого таковым я никогда считать не буду, ибо глубоко убеждён в истинности суждения достопочтенного Сократа о собственных знаниях. Насчёт критики (а с их стороны она неизбежна)… я жду отзывов в комментариях и даже буду удивлён, если мастодонт эпистолярного жанра не оставит в ней своих гневных замечаний. Я и сам не упустил бы такой возможности.

понедельник

Фотосъёмка – выбирай с душой


Если кто не знает, прежде большой репортаж для газеты обычно делали в паре – фотокорреспондент и корреспондент. Первый как минимум знал, как выставить экспозицию, выбрать фокус, установить нужные выдержку и диафрагму, развести в нужных пропорциях реактивы, проявить и зафиксировать снимки. Второй  благодаря этому, не отвлекаясь от своих прямых обязанностей в написании статьи, трудился только на поприще эпистолярного жанра.

Ныне, с появлением «цифровиков», компьютеров и принтеров, надобность у корреспондента в напарнике практически исчезла.  Но я поведаю не о том, как ему делать «правильные» снимки (этому нужно учиться отдельно, и не в рамках одного урока), и не о том, как их потом обрабатывать (чаще всего эту функцию выполняет верстальщик или ответственный секретарь), хотя имею опыт и в том и другом. Всё ж пять лет работал предпринимателем, имел свой фотосалон и еще около трёх лет периодически подменял коллегу на вёрстке. Наш разговор пойдёт о такой, с виду малозначительной и неприметной детали, как выбор снимков для своей статьи.

Дело в том, что после репортажа, во время которого было сделано больше сотни замечательных на взгляд самого автора снимков, на выбор двух-трёх из них может уйти какое-то время. Порой даже больше часа, который можно было бы потратить на что-то полезное, например, на подготовку самой статьи.  Итак, наша задача – за 10-15 минут выбрать то, что в полной мере отразит дух события, понравиться читателю, будет одобрено редактором и ответит вашим вкусам.

Первым делом – беглый просмотр. Во-первых, всегда интереснее просматривать на широком мониторе компьютера, а не на маленьком мониторчике фотоаппарата то, что вы там наснимали. Во-вторых, так попутно вы можете удалить с компьютера размытые снимки. Удаляете без сожаления и те, где каким-то образом, например, от случайного рывка объектива, осталась одна муть, а также те, где смазан всего лишь один объект съёмки, что бывает, когда они двигаются. Последнее происходит во время съёмки спортивных мероприятий (ошибка начинающих с непрофессиональной техникой – снимать объект проносящихся мимо, а не на двигающихся фотографа). Если вы думаете, «а зачем удалять, ведь все остальные на снимке получились нормально, может они захотят выкупить его в редакции» (действительно, во многих редакциях практикуется продажа фото участникам съёмки), пожалейте репутацию своего издания! Был случай, когда в гостях мне показывали фотографии, и на одной из них был запечатлён брат хозяина дома, а рядом – немного размытое изображение его друга. И тот, кто мне показывал снимок, сообщил: «Просто фотограф неумелый попался». Беда только в том, что тем фотографом был я. И доказывать то, что друг брата во время съёмки просто повернул голову, я решил для себя делом бессмысленным. Устыдившись, я очень пожалел, что не удалил из папки не очень качественный снимок, который потом кто-то выкупил. Сейчас любой дефект на моих фото вызывает во мне нервную дрожь. Оставляйте только качество, остальное – долой! Это же касается слишком тёмных или «нелепых» снимков, которые ничего не отражают и не вызывают в вас никаких эмоций.

То есть у вас из сотни фото останется примерно 75-80. Это нормальный процент брака, если вы строчите направо-налево в надежде выловить классный кадр. Кстати, такие кадры при «пулемётной» съёмке далеко не редкость. Вам  не надо экономить фотоплёнку и беречь маломощную батарею фотовспышки, «прицеливаясь» к тому, что понравиться. А лично у меня не раз бывало, что иллюстрацией к статье становились именно случайные, удачные снимки.

Во время просмотра вы выбираете фотоснимки, которые можно отнести к одному объекту и одной теме. Например, во время концерта пианист может быть снят с разных ракурсов, и из этой серии надо выбрать лишь один. Также если на ярмарке вы запечатлели торговые ряды, игрища, чаепития и т.д., стоит выделить в каждой теме также по одному снимку. У нас остаётся примерно тридцать снимков. Потом выписываете номера лучших по вышеописанной схеме (соответствие теме, симпатиям читателя, редактора и своим собственным). Это уже около десяти фото. Ещё позже – лучшие из лучших. То есть три-четыре. Если верстальщик стучит кулаком по столу или стенает о нехватке места на полосе, вам либо придётся сокращать текст, чтобы разместилось больше фотографий, либо наоборот. Скрепите сердце, и выберите один самый-самый самый лучший снимок. Иногда можно положиться на мнение самого верстальщика, редактора или коллеги-корреспондента. Сторонний взгляд бывает полезен. Но если вы хотите стать профессионалом, вам придётся научиться всё делать самому/самой.

С непривычки на выбор одного-двух из двухсот-трёхсот у вас будет уходить по полчаса, но очень скоро весь процесс будет занимать 10-15 минут. Остальное время, как и говорил, можно потратить на какое-нибудь другое полезное и интересное занятие, в чём вам также желаю преуспеть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Besucherzahler russian woman
счетчик посещений